Главная Лыжные гонки Кубок Мира 2016/2017 Елена Вяльбе: Сделать из Устюгова чемпиона мира достаточно просто

Елена Вяльбе: Сделать из Устюгова чемпиона мира достаточно просто

30 марта 2017 года, четверг 16:06 мск

Елена Вяльбе: Сделать из Устюгова чемпиона мира достаточно просто

Легенда мирового лыжного спорта, трёхкратная олимпийская чемпионка, 14-кратная чемпионка мира Елена Вяльбе, ныне возглавляющая Федерацию лыжных гонок России, рассказала о своем отношении к допингу, иностранных тренерах и назвала лучшую Олимпиаду в истории.

– Этот сезон, наверное, самый урожайный в медальном плане за последние 5–6 лет. Какую оценку вы поставите команде?

– У мужчин оценка «пять», хотя это во многом заслуга одного человека. У женщин максимум «три с минусом».

– Кроме Сергея Устюгова кого-то можете отметить?

– Можно также выделить Андрея Ларькова, хотя его выступление не было очень уж ярким. После нескольких сложных лет, обсуловленных ошибками врачей, вернулся на высокий уровень Пётр Седов. Наверное, большего ждала от Александра Бессмертных. Отмечу двух молодых — Алексея Червоткина и Александра Большунова. Червоткина мы пробовали ещё в прошлом году на Кубке мира. В этом году оба выступали уже на чемпионате мира. Конечно, нам приятно, что молодые ребята не дают расслабиться более опытным. Все видят, какая в мужской команде конкуренция... Разочарована нашей спринтерской группой. К сожалению, результаты ребят постепенно идут вниз.

Абсолютно разочаровало выступление Юлии Чекалёвой. Пожалуй, это её худшие результаты за последние 4–5 лет. Также разочаровала Полина Кальсина, от которой лично я ждала высоких результатов. Рзрешила ей тренироваться с иностранным специалистом, но в итоге она сделала шаг назад. Не два, как Юля, но реальный шаг назад. Но при этом мы получили трех ярких спортсменок — Наталью Матвееву, Юлию Белорукову и Настю Седову. В целом, у нас работоспособная и боеспособная сборная.

– В чём причина неудачного выступления женской команды?

– Пока в ней не будет такого лидера, как в мужской команде, пока не будет сильной конкуренции, высоких результатов ждать не следует. Спады начались после того, как из сборной ушли все лидеры. И мы еще не можем встать с колен. Но, как показывает анализ мирового спорта, во всех командах, особенно в циклических видах, это было, есть и будет. Команде нужны лидеры, каждая тренировка должна быть микро-соревнованием. У женщин, этого, к сожалению, не происходит. Матвеева — явный лидер, её отношение к тренировочному процессу впечатляет. Но её одной не хватает.

В общем, повторюсь: проблема в отсутствии лидера. В своё время Тереза Йохауг в одном из интервью призналась, что выросла до такого уровня благодаря тому, что начала спарринговаться с Марит Бьорген. Уверена, что так и есть. Всегда нужен недосягаемый ориентир. Наверное, для Бьорген такого нет, но она сама находится на высочайшем уровне, прекрасно понимает свой организм и знает, как подходить к стартам. Посмотрите: в этом году она пропускала этапы Кубка мира, не поехала на Тур де Ски и блестяще выступила на чемпионате мира. Восхищаюсь такими спортсменами, которые знают, что они должны делать. Особенно женщинами, потому что мы меньше думаем, а больше действуем по наитию.

– Совсем недавно Дмитрий Ярошенко сказал, что женщины должны тренироваться с мужчинами. Ваше мнение на сей счёт?

– В какой-то мере я с ним соглашусь. Могу привести пример. Знаю, что многим не нравится, когда ставлю в пример свою команду: какими мы были, как мы тренировались, чего добивались... Но мы-то тренировались с мужиками! У нас частенько были тренировки, когда мы пытались друг с другом бороться, обгонять ребят. У меня были такие «соревнования» с Алексеем Прокуроровым, Царствие ему небесное! Мы с Ларисой Лазутиной даже тренировали мужчин! В наше время мужчины тренировались меньше нас...

Мужчины по природе своей сильнее физически. При этом женщины сильнее морально, на них можно пахать и пахать... Уверена на 100 процентов, что та же Бьорген тренируется наравне с мужиками. Юстина Ковальчик – то же самое. И если привезти её в нашу мужскую команду, далеко не каждый мужчина сможет за ней удержаться.

– Каковы шансы Ковальчик на золото на Играх в Корее?

– Думаю, у нее нет никаких шансов. Её время уже ушло, и с этим надо смириться. Мы видим: в последние годы у неё нет возможностей для борьбы на высоком уровне. Жизнь спортсмена достаточно коротка. На пике формы можно находиться максимум 10 лет. Нортуг ещё два года назад был лидером. Сейчас он ничего не может сделать, он неконкурентоспособен. Хотя его величие останется в истории. Так же, как и Ковальчик.

– За последнюю неделю вы не раз высказывались в прессе о тренер Маркусе Крамере. В чём его феномен, и есть ли он вообще?

– Феномен – это спортсмен. Как правило, тренеры становятся великими, когда у них есть талантливые спортсмены. Прошу всю нашу лыжную семью и страну не делать из Маркуса какого-то супертренера. Мне кажется, у наших спортсменов просто какая-то вера в него, что, безусловно, очень важно.

Уже миллион раз после чемпионата мира говорила: из 30-процентных сливок сделать сметану очень легко. А из молока жирностью 0,1 процента сделать сметану практически невозможно. Сделать из Устюгова чемпиона мира, наверное, достаточно просто. Но из Чекалёвой он никого не сделал, уровень Сергея Турышева стал ниже, чем в прошлом году, Кальсина ничего не показала, Жукову мы вообще потеряли. Да и сильная нестабильность Пети Седова меня тоже, честно говоря, настораживает. Хотя в этого спортсмена очень верю и очень хочу, чтобы он добился того, чего заслуживает. А заслуживает он звания и чемпиона мира, и олимпийского чемпиона. Он уникальный спортсмен. Тем не менее, ценю открытость Маркуса. Он очень много дискутирует, к нему приходят спортсмены из других команд. Знаю, что, например, Максим Вылегжанин интересовался у него многими вещами.

В этом его отличие от Рето Бургермайстера, который был очень закрытым. Хотя и Рето сделал для нашей команды очень много. При этом, конечно, и без Изабель Кнаутер он ничего не добился бы, потому что у него совсем другой менталитет. Все эти люди приносят «свежую кровь», новые идеи. В лыжном спорте в любой сборной, кроме, наверное, Норвегии работают иностранные тренеры. При этом, сами норвежцы работают много где. Также делают шведы, швейцарцы, немцы. Возможно, именно поэтому сейчас такая большая конкуренция. Потому что раньше все работали только у себя.

Вижу, какой контакт у Устюгова и Маркуса, и это радует. Потому что тренер и спортсмен должны друг друга поминать и доверять друг другу: посмотреть в глаза и без слов всё понять. Но это не единственная команда в нашей сборной. Очень сильная команда у Юрия Бородавко, у Олега Перевозчикова. И даже здесь, на чемпионате страны в Хантах эти ребята очень сильно кусаются, они не дали Сергею спокойно выиграть.

– Вы сказали, что в спринте у нас произошёл спад. При этом, последние годы, начиная с победы Крюкова и Панжинского в Ванкувере, спринтеры выглядели намного лучше дистанционщиков. С чем это связано?

– Не могу сказать, почему тогда спринтеры выступали лучше — тогда с командой не работала. Спринт был достаточно молод, была создана специальная группа. Юрий Каминский нашел особой подход к ребятам. Но опять же после Ванкувера, когда я пришла в сборную, его команда состояла почти из 40 человек. За счёт регионов он собирал полстраны. Кто из них остался? Петров потерялся, Виценко потерялся, этот список можно продолжать долго... У него как были Крюков, Панжинский и Петухов, так они и остались. Но ведь это самые талантливые спортсмены в чистом спринте!

Не просто так весь мир уже давно «переобулся» с чистого спринта. 90 процентов спортсменов сегодня – универсалы. Взять Сундбю: да, он не спринтер, но на всех турах, где есть спринты, он их бежит. Я уже не вижу нужды в чисто спринтерской команде. И мне безумно обидно, что мы практически «похоронили» таких талантливых спортсменов, как Никита Крюков, Александр Панжинский и Алексей Петухов. Ведь Лёша – чемпион России на 50 км! А теперь он чистый спринтер. Ну куда это годится?!

– Раз вы заговорили о Петухове, не могу не спросить о ситуации с отстранением наших спортсменов. Почему CAS постоянно переносит слушания?

– О, это не ко мне! Это к Богу, к CAS или ещё к кому-нибудь. Не знаю этой политики, первый раз с этим сталкиваюсь. Они живут по своим правилам.

– Владеете ли вы хоть какой-нибудь информацией?

– Никакой! Больше, чем знаете вы, журналисты, не знает никто. Мы ни от кого ничего не скрываем. Мы только надеемся, получаем информацию от наших адвокатов, которые тоже недоумевают.

– Звучала дата 31 марта…

– 31 марта должно было быть слушание у Легкова и Белова, но дату опять перенесли.

– В какой форме находятся отстранённые?

– Все занимаются, все тренируются, но не думаю, что надо говорить об их форме. Им надо морально выдержать этот удар. Ничего другого я, к сожалению, сказать не могу.

– Какую работу ведёт Федерация лыжных гонок России по профилактике допинга?

– В течение всех лет, когда я работала, мы просили огромное количество допинг-проб для наших лыжников. Спасибо в то время надо сказать РУСАДА: доходило до 500 проб в год. Уверена, что и в основной, и в юниорских сборных допинга нет. А насчёт профилактики: Юрий Бородавко шесть лет не работает в команде. Знаю его обиды, обиды других тренеров. Но считаю, что он тоже должен нести наказание за Евгения Дементьева.

Когда РУСАДА лишили лицензии, мы обращались в FIS, чтобы они брали пробы на всех соревнованиях. Мы всегда были и остаёмся открытыми. Тогда не знала, что нас будут мучить макларены и прочие. Сейчас мы очень серьёзно расширили список молодых спортсменов для FIS, чтобы их протестировали неоднократно.

Хочу, чтобы все знали: я – большой противник допинга. Так жизнь сложилась, что бегала в команде, в которой почти все мои подруги были уличены в употреблении допинга. Многие помнят моё отношение к Любе Егоровой. Уверена, что можно выигрывать и без этой гадости, делать это без всяких проблем. И не надо думать о том, что все вокруг что-то применяют, пытаются найти какие-то лазейки. У нас здоровая и сильная нация. И мы должны доказывать это!

Звала РУСАДА даже на турнир на призы Раисы Сметаниной, чтобы все тренеры и спортсмены уже с детства осознавали всю важность и шли правильным путём. Если вы пришли в спорт, давайте заниматься спортом, а не обманом. Всегда говорила, что тренер в таком случае обманывает спортсмена. Точно так же он его обманывает, если начинает жалеть. Значит, он его где-то недотренировал, а вот таким способом хочет получить высокий результат.

– В этом году прошёл предолимпийский этап Кубка мира в Пхёнчхане. Как вы оцениваете организацию, трассу, климат?

– Была там уже три раза. Мы провели очень хороший сбор. С нами ездила «наука», большое количество сервисменов. Мы изучали снег, парафины, порошки... Огромную работу проделали. Снег очень сложный, это отмечали все. Но он будет для всех одинаковым, поэтому все будут сталкиваться с одной и той же проблемой.

Хочу поблагодарить ОКР, который полностью оплатил этот сбор. Мы получили огромный массив информации, который необходимо проанализировать и сделать правильные выводы. Думаю, что Олимпиада будет очень интересной и своеобразной.

– Есть что-то общее с Сочи?

– Ни в коем случае! Ни трассой, ни снегом, ни отношением со стороны организаторов. Вообще, такой Олимпиады, как в Сочи, больше не будет. Это был рай для всего мира. Конечно, руководство МОК будет благодарить Корею, поставит высокую оценку. Н объективно до Сочи дотянуться сложно, такого больше не будет никогда. У нас ни в одном месте не было ни одной проблемы. Чем Россия и уникальна, так это тем, что если мы и делаем что-то, то делаем это на века. Может, поэтому нас так и не любят и так нам завидуют. Но это их проблемы.

– Чем будет отличаться подготовка к Олимпиаде от подготовки к этапам Кубка мира?

– Вряд ли чем будет отличаться. Единственное, что надо будет обдумать, так это день приезда спортсменов. У нас есть определённые научные данные на каждого спортсмена. Тяжело будет бежать в Пхенчхане тем, кто будет выступать почти в каждой гонке. Тем же, кто приедет точечно на одну-две гонки, будет полегче.

В Корее достаточно короткий стадион, поэтому особого преимущество у финишеров не будет. Если, например, Сундбю поедет параллельно с кем-то из сильных финишеров, то у них почти не будет шансов, потому что негде разогнаться.

– Многие отмечают своеобразную технику передвижения Сундбю. Она действительно особенная?

– Ещё с советских времён говорили: самая лучшая техника у лидера. Она может быть ошибочной, но если человек выиграл, что там обсуждать? Сундбю самобытен. Но менее самобытен, чем Клебо, который на чемпионате мира показал нам такой стиль классического хода, что все просто за голову схватились.

Стиль Сундбю – беговой. Ни разу не была на его сборах, но мне кажется, он очень много бегает. Наверняка бегает по горам, может, даже по болотистой местности. До его прихода Нортуг и компания играли, гуляли по трассе в ожидании финиша. Но пришёл Сундбю, и игры закончились. Понятно, что он проигрывает многим на финише, но зато он так натягивает струну, что она частенько рвётся. Вообще эти изменения в техниках интересны, украшают наш спорт: вчера бегали так, сегодня — по-другому, завтра ещё что-то новое. Наверное, только женщины не изменяют себе уже сотни лет. Они как встают на старт, так и прут до финиша. И я не видела, чтобы женщина остановилась и начала ждать кого-то. Всегда есть одна-две, которые попрут с самого начала с шашкой наголо.

Автор: Андрей Лёвин

Источник: Sportbox.ru

Категории: Лыжные гонки Кубок Мира 2016/2017

Справка по теме

  • Справка
  • Календарь
  • Рез-ты команд

Лыжные гонки
Кубок Мира 2016/2017

Начало: 26 ноября 2016 года
Окончание: 19 марта 2017 года

Статистика: Кубок Мира 2016/2017

МСтрана456
1Норвегия414432332220
2Россия14685107
3Швеция12817141511
4Финляндия4121251115
5Канада422314
6США255784

Лыжные гонки: Кубок Мира 2016/2017

Наверх