Главная Лыжные гонки Чемпионат России 2021 Елена Вяльбе: Чемпионат России можно пропустить только по суперуважите...

Елена Вяльбе: Чемпионат России можно пропустить только по суперуважительной причине

25 марта 2021 года, четверг 22:41 мск

Елена Вяльбе © RT

Фото: Елена Вяльбе © RT

Президент Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) Елены Вяльбе в преддверии национального чемпионата в Тюмени дала эксклюзивное интервью tele-sport.ru.

Чемпионат России 2021 по лыжным гонкам пройдёт с 27 марта по 4 апреля.

 

Проблемы норвежцев нас не касаются

 

— Елена Валерьевна! Кульминацией сезона был чемпионат мира в Оберстдорфе. Можно, казалось бы, подвести итоги, а тут первенство страны. Так ли оно нужно нашим ведущим лыжникам, которые выложились в Германии?

— Если об итогах, то мировой сезон оказался насыщенным несмотря на пандемию. Были и положительные эмоции, были и отрицательные. А чемпионат мира получился одним из самых интересных в истории для поклонников лыжного спорта. Наши спортсмены выиграли Кубок наций (неофициальный медальный зачет), чего давно не случалось, и Кубок мира у мужчин. Говорят, не было норвежцев, потому и выиграли. Но я считаю, что это проблема самих норвежцев, которые решили не участвовать в соревнованиях. Что касается достижений отдельных спортсменов, то Александр Большунов второй год подряд завоевал Большой хрустальный глобус. Вновь доказал, что равных в мире ему нет. И, конечно, Саша взял золото в скиатлоне на чемпионате мира.

Меня также очень порадовала женская эстафета. Пусть второе место, но последний раз наши женщины становились серебряными призерами в 2005 году. Не стала бы кого-то отдельно выделять у девчонок — выступали нестабильно, но уже прошли малые разборы полетов. После чемпионата России придет время для большого разбора. Обсудим, как выступали, с каждым тренером и спортсменом. Ко всем тренерам, за исключением, пожалуй, Юрия Викторовича Бородавко, есть вопросы. Это абсолютно рабочие моменты, никто никого ни напрягать, ни, тем более, убивать не собирается. Но лучше обсудить наши проколы сегодня, чем вновь допустить их на Олимпиаде.

Что же касается, нужен или нет чемпионат России ведущим спортсменам, скажу так: его можно пропустить только по суперуважительной причине, например, по болезни. Наши лыжники представляют свои регионы, получают от них поддержку, но почти не участвуют во внутренних соревнованиях. Понимаю, многие устали, возможно, не покажут свои лучшие результаты, но на фоне сильнейших мы увидим перспективных спортсменов, поймем, насколько они готовы конкурировать с сегодняшними мировыми лидерами.

— Конкурировать с Большуновым? Вы серьезно?

— Саша — отдельный разговор. Уверена, на чемпионате России будет интересно. Среди юниоров и молодежи до 23 лет есть интересные ребята, которые уже начинают покусывать лидеров.

 

Зачем нужен тредбан

 

— Страна несколько дней обсуждала тему покупки Большуновым тредбана за 120 тысяч евро. Зачем ему, да и всем остальным эта дорогая штука?

— Тредбан, по сути, беговая дорожка, необходимая для тренировок лыжников, биатлонистов и двоеборцев. Спортсмены проходят на них тестирование на лыжероллерах как в начале тренировочного сбора, так и после него. Почему именно на лыжероллерах? Потому что можно либо бежать, либо крутить велосипед. Но это не совсем наша специфика. Тредбан оборудован сверху, снизу и по бокам видеокамерами, выведенными на монитор. Спортсмен видит, как он идет, и может отрабатывать технику. Покупка тредбана — было делом давно решенным, но процесс затянулся, и Саша решил поторопить события. В апреле тредбан будет у нас, уже знаем, где его установить. В Олимпийском комитете есть прекрасный инновационный центр, который возглавляет Заслуженный тренер СССР и России Александр Алексеевич Грушин, один из лучших специалистов в мире. У него еще я тренировалась! Скоро наши команды смогут себя тестировать в любой момент. Конечно, хорошо было бы иметь тредбаны и там, где проходят сборы, в центре «Юг Спорт», например.

— В СССР было что-то подобное?

— Мы много тестировались в полевых условиях, технику на тредбанах не отрабатывали. Мне кажется, в наше время она была более классической. Сейчас техника изменилась, появилось много разных ходов и, конечно, спортсмен должен это учитывать.

— Вы говорили, что и спортсмены сами изменились.

— Лыжные гонки стали другим видом спорта. Если раньше мы были «циклики-циклики» (к циклическим видам спорта, кроме лыжных гонок относятся биатлон, шоссейные велогонки, триатлон, конькобежный спорт и др. — Прим. ред.), проводили серьезные силовые тренировки летом, редко, осенью, то сейчас их проводят и за день до соревнований. У нас теперь много коротких гонок, скорости изменились. Поэтому нужны совсем другие рабочие мышцы.

— То есть, выросла интенсивность тренировок и уменьшилась их продолжительность?

— Мы в наше время тоже тренировались интенсивно. Но были больше зациклены на километрах. Сейчас очень много силового компонента, но это и в других видах спорта. Когда раньше мы пересекались на сборах с горнолыжниками, я себе говорила: «Боже! С какими штангами они работают!» А конькобежцы, которые таскали за собой колеса чуть ли не от КАМАЗа! Сейчас прихожу на силовую тренировку к нашим спортсменам и вижу то же самое, что в горных лыжах.

 

Медали любят тишину

 

— А в чем секрет норвежцев?

— Об этом надо у них спрашивать! Уверена, они пашут на тренировках. Но не уверена, что Клебо, Иверсен или Крюгер вкалывают больше Большунова. Много говорят про терапевтические исключения, которые помогают норвежцам. Меня тоже не покидает мысль, почему вся норвежская команда болеет одной и той же болезнью, но, все же, нельзя не признать, что в основе их побед огромный труд.

— Большунов гений?

— А кто такой гений?

— Если говорить о спорте, человек, обладающий исключительными, в сравнении с другими, качествами и способностями для достижения результата.

— Если к его талантам добавить исключительное трудолюбие, то он, безусловно, гений.

— Какую победу Большунова вы бы назвали самой яркой в этом сезоне?

— Скиатлон 30 км на чемпионате мира и «Тур де Ски». Честно скажу, победа в общем зачете Кубка мира — это круче крутого. Ярчайший же момент — скиатлон.

— Говорят, Большунов интраверт и это помогает ему побеждать.

— Не сказала бы, что он замкнут в себе. Но для меня давно очевидно, что медали любят тишину.

— Думаете, Большунову не надо становиться медийным человеком и учить английский язык?

— По-английски Саша уже многое понимает и может ответить. Знание языка — безусловно плюс, хотя не знаю, насколько оно ему пригодится в жизни. Что касается медийности… Мне кажется, она зависит от того, какие цели человек преследует.

— Например, рассказать о своем виде спорта ради его популяризации.

— Большунова и так знают во всем мире, причем, в лицо. А лучший рассказ о виде спорта это, как мне кажется, результат спортсмена.

— Но все-таки поклонникам хочется знать, что человек испытывает, как он видит себя, соперников. Какие у него планы, наконец.

— Не каждый готов говорить о планах на будущее, потому что спортивная жизнь непредсказуема. Что же касается Саши, не соглашусь, что он мало общается со СМИ. Не перебарщивает, это точно, но от интервью не отказывается. Сидеть же за столом и смеяться над глупыми шутками, он точно не будет. Но это его право. На мой взгляд, Большунов гармоничный человек.

 

Спорт — зрелище, а не помойка!

 

— Вы согласны, что спорт живет тем лучше, чем больше его показывают. И сегодня почти неважно, делает это телевидение или интернет.

— Наверное, если тот или иной вид спорта есть на федеральном канале, он, конечно, более раскручен. Ведь далеко не каждый болельщик в России подключен к платным каналам, на которых есть лыжные гонки, как, например, на Евроспорте. Но я никогда не убивалась по поводу того, что нас еще 3 года назад не показывал «Матч ТВ». Ну, не показывал и не показывал. Мне очень не нравится, когда происходит перенасыщение видом спорта и вместо того, чтобы рассказывать о том, как спортсмены бегут, кто их тренирует, кто с ними работает, болельщикам предлагают узнать, что эти спортсмены сегодня ели, что пили, как и с кем спали. Это не освещение вида спорта, как зрелища, а какая-то помойка! Если спортсмен хочет рассказать миру о своей личной жизни, он берет в руки телефон, снимает все, что хочет, и отправляет в соцсети. Его право.

 

С лидерами нам везет

 

— Большунова можно сравнить с локомотивом нашего лыжного спорта, рядом с которым быстрее прогрессируют остальные?

— В любой команде и в любом виде спорта если есть лидер, значит, за ним будут расти другие спортсмены. Это закон. Нет лидера, остальные как вата, все одинаковые. И в этом смысле нам везет. До Большунова были Александр Легков, впереди планеты всей, и Максим Вылегжанин, тренировки с которым не каждый мог выдержать. Есть Сергей Устюгов, двукратный чемпион мира, которого рано списывать со счетов. Надеюсь, он найдет в себе силы, забудет о болячках, отберется на Олимпийские игры и выступит там достойно.

 

Девятые места уже не радуют

 

— А что девушки?

— Они молодцы! 5−6 лет назад мы были довольны, когда заезжали в 30-ку, а сегодня грустим, когда занимаем 9-е или 11-е места. После гонки на 30 км на чемпионате мира я так и сказала: «Здорово, что такие места нас огорчают!» Спорт всегда долгосрочный проект. Так не бывает, что сегодня ты пришел в сборную, а завтра стал чемпионом. Легков прошел Игры в Турине и Ванкувере, прежде чем в Сочи стал олимпийским чемпионом. Считаю, у нас боеспособная женская команда. У девчонок появились лидеры, обострилась конкуренция, хотя еще 3 года назад мы говорили, что у нас есть только Наталья Непряева. Потом появилась Юлия Ступак. К двум лидерам добавилась Татьяна Сорина. А в этом сезоне прекрасно вписалась в команду Яна Кирпиченко. В прошлом году я решила ее не брать, так что встряска пошла на пользу.

 

Без жесткой конкуренции нет побед

 

— В ваши времена, когда за сборную выступали Любовь Егорова, Раиса Сметанина, Ольга Данилова, Лариса Лазутина, конкуренция была выше?

— Мне в карьере очень повезло. Я попала в сборную после Игр-88 в Калгари, выйдя из декретного отпуска. В той команде не было ни одной лыжницы, которая не становилась хотя бы раз олимпийской чемпионкой! Вида Венцене (чемпионка ОИ-88) говорила, если ты выигрываешь чемпионат СССР, 100 процентов станешь чемпионкой мира. Теперь можете себе представить, какая у нас в команде была конкуренция! Помню, на одной из гонок я заняла шестое место, но стала лишь четвертой среди русских девчонок, и на следующую гонку меня уже не поставили.

— Жестко! Помню, на Играх-92 в Альбервилле вы выиграли 4 бронзы, хотя многие ждали от вас побед. Что тогда не пошло?

— Перед Играми переболела воспалением легких. Но золотая медаль Альбервилля у меня есть — в эстафете. Горжусь тем, что не подвела команду.

 

Кино под аплодисменты

 

— Все это есть в фильме «Белый снег». Сколько раз вы его смотрели?

— Только на чемпионате мира 2 раза, а всего 10 или 11.

— Новые детали находили?

— Да, как это ни удивительно.

— Но вы же, по сути, сами сценарий писали!

— И все равно, каждый раз на какой-то новый момент обращаешь внимание, что-то по-другому слышится. И разве откажешь, когда люди зовут на просмотр?! Как уйти?! Скажут, она тут пришла, пожелала приятного просмотра, а сама развернулась и след простыл?! Да и на реакцию зрителей посмотреть интересно. Люди, которые меня никогда не видели, пишут в соцсетях, что зал аплодировал во время и после фильма. Это приятно.

— За какими видами спорта вы еще следите?

— Когда есть время за горными лыжами, биатлоном, сноубордом и фристайлом, фигурным катанием.

— А за футболом?

— Только если чемпионат мира или Европы.

 

Спортсмены не роботы, а живые люди

 

— Есть великие спортсмены, с которым вы бы хотели повстречаться и поговорить? Скажем, с Усэйном Болтом.

— С Болтом точно нашла бы тему для разговора! Мне кажется, было бы интересно пообщаться и с Майклом Фелпсом.

— А что бы вы у них спросили?

— Попыталась бы разобраться в психологии — что помогало им побеждать. Они ведь уникальные люди! Было бы интересно посмотреть тренировки Клебо и понаблюдать за ним в обычной жизни.

— Большунов и Клебо — сравнимы как личности?

— С одной стороны они похожи, с другой — очень разные. Оба сильные мужчины, но все видели, как они плачут на финише. В этом нет ничего зазорного. Хуже, когда человек не может выплеснуть эмоции. Можно, конечно, уйти в лес, там поорать, поплакать, когда тебя никто не видит. Но я не считаю стыдным, когда взрослый человек искренне радуется или огорчается. Вот Юля Ступак танцует. И это тоже здорово! Сколько раз я тоже после победных гонок смотрела потом на себя по ТВ и спрашивала: «Неужели это я целую лыжи и танцую?!» На самом деле в тот момент не осознавала, что делаю. Это эмоции, но мы же не роботы, мы живые люди!

Наверх